- АДАМ КАДМОН
- — первочеловек как символ макрокосмоса. Легенда об Адаме Кадмоне — иудейский вариант гностической мифологемы антропоса. Одним из видных истолкователей образа явился Филон Александрийский. В отличие от профанического и греховного библейского Адама, Адам Кадмон символизировал эзотерическое знание и духовную традицию. Он представлял антропоморфный вариант восприятия Вселенной. Символизм мироздания передавался через анатомию космического человека. Учение об Адаме Кадмоне составляло важный компонент каббалистики, гностицизма, розенкрейцерства. Он символизировал универсальный принцип постижения мироздания. Адам Кадмон трактовался в каббалистике как мост между абсолютной беспредельной бескачественностью Бога и его самоопределением через полагаемые им же формы. В книге «Зогар» сообщалось, что образ Адама, заключавший в себе все миры, горние и дольние, избран «святым старцем» (т. е. Богом) для себя самого. Согласно византийскому апокрифическому истолкованию, его имя дешифровалось как аббревиатура четырех сторон света: Анатоле — восток, Дюсис — запад, Арктос — север, Месембриа — юг. Известны старославянские варианты данной дешифровки. По гностической интерпретации Адам Кадмон привнес в мертвую материю психическую энергию, и таким образом произошло ее одухотворение. Вместе с тем он — Логос божественной эманации, свет мира. Адам Кадмон представляет анатомическую проекцию мирового дерева. Каббалисты связывают его символику с учением о десяти сефиротах. Созданный по образу и подобию Бога, он позволяет последнему видеть свое отображение. Через Адама Кадмона происходит самопознание Абсолюта. Считается, что гегельянская философия восходила к учениям о космическом Адаме. Долгое время было не принято изображать лицо Адама Кадмона. Его рисовали, как правило, со спины, что было связано с невозможностью для простого смертного увидеть Божий лик, дабы не ослепнуть, — это отразилось в легенде о Моисее, закрывшем лицо, дабы не лицезреть Бога. В мусульманской эзотерике Адам Кадмон есть микрокосмос, «Малая Вселенная», являющаяся подобием «Большой Вселенной». Голова Адама структурировалась из семи сфер: тело было землей, кости — горами, жилы — реками. Времена года символизировали четыре адамических темперамента: холод — зима, кровь — весна, жара — лето, влага — осень. Изображение Вселенной через человеческий организм присуще не только традициям, восходящим к легенде о библейском Адаме. В образе макрокосмоса изображался, к примеру, Кришна. Графически соотнесение макро- и микрокосмоса преподносилось через изображение человека, несущего землю и небо внутри круга вечности. Таким образом запечатлел мироздание Агриппа Неттесгеймский. Геометрическим знаком Адама Кадмона являлась пентада. Зачастую человек изображался внутри звезды расставившим ноги и раскинувшим руки в соответствии с ее формой. Цифра 5 подразумевала пространственный ракурс восприятия Адама Кадмона (5 органов чувств у человека), 6 — временной (6 дней творения). Вследствие грехопадения великая душа Адама Кадмона раскололась на 70 частей, погрузившихся в клипот — нечто нечистое, представляющее материальную субстанцию. 70 осколков есть 70 народов мира. Задача высших посвященных в каббалистические таинства заключается в освобождении чистых душ из клипота, объединении и восстановлении первозданной гармонии Адама. Восстановленный Адам Кадмон толкуется как «Новый Иерусалим». Источ.: Воробьевский Ю. Ю. Путь в Апокалипсис: Точка Омега. М., 1999; Гурьев Д. В. Бог, Адам и общество. М., 1962.
Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия. — М.: ЛОКИД-ПРЕСС; РИПОЛ классик. В.Л. Телицын, В.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов. 2005.